Можем ли мы приблизиться к цифровой валюте, привязанной к центральному банку? Да, но не так, как думают многие.
Комбинация технологий, регулирования и геополитических сдвигов указывает на появление нового типа цифровых активов: валюты, привязанной к блокчейну.
В прошлом году, основанный в Барбадосе, стартап Bitt объявил о создании цифрового Барбадосского доллара, криптовалюты, привязанной к стоимости его реального партнера и который может быть продан на его блокчейн-платформе. Новость, хотя и интересная, создавала небольшие помехи при относительно незначительных размерах экономики Барбадоса.
Теперь, однако, другие центральные банки в регионе присоединяются к проекту — платформа скоро также будет обрабатывать арубанские флорины и багамские доллары.
Учитывая, что три валюты привязаны к доллару США, переход от одного к другому является простым уравнением. И гладкая взаимозаменяемость уменьшит трение и увеличит торговлю между островами.
Очень необходимый импульс
Экономики стран Карибского бассейна сильно пострадали от «дезориентации» коммерческих банков. Государственный департамент США определил некоторые финансовые системы островов как убежище для отмывания денег, что увеличивает затраты для банков, поддерживающих там свои филиалы. Учитывая относительно небольшой размер экономики, многие международные банки выходят за пределы региона, прекращая доступ к иностранной валюте.
Это особенно сказывается на менее обеспеченных странах региона, учитывая их зависимость от денежных переводов, и подталкивает экономику к нисходящей спирали: банки разоряются из-за недостатка островов, что делает их еще беднее.
На прошедшей неделе, на конференции CoinDesk 2017, Райан Петерсон из Центрального банка Арубы оценил потенциальную выгоду:
«Мы сделали расчет для экономики Арубы, и это потенциально может привести к росту ВВП на 4-5%. Этот процент, когда регион, который не видел 0,5% роста за последние два десятилетия, огромен».
Поскольку более плавный поток местных валют обеспечивает долгожданное облегчение для малых предприятий, лишенных оборотного капитала, другие региональные центральные банки, вероятно, обратят внимание.
Из 15 местных валют в регионе девять привязаны в фиксированной ставке к доллару США, что уменьшает трение обмена. И со временем, когда люди привыкают к легкости использования оцифрованных валют, логичным шагом будет унификация валют.
Количественная оценка выгод
Это, безусловно, большой шаг, который потребует пересмотра местных финансовых систем, а также законов. Но, так как другие зоны, которые прошли через это, могут подтвердить рост местной экономики, то шаг является значительным.
И Карибский бассейн нуждается в помощи. Отсутствие доступа к иностранной валюте влияет на торговлю, которая составляет основную часть экономической активности региона. Например, на Барбадосе и на Ямайке импорт и экспорт составляют соответственно более 80% и 77% ВВП страны (по сравнению с менее 30% для США).
Другими словами, стимул для осуществления радикальных изменений является сильным, и экономический риск не делать это — вопрос выживания.
Переход был бы сглажен существованием платежной системы на основе блокчейна. Правительства и пользователи могут видеть, что он работает (хотя и в относительно небольших масштабах), поэтому проблемы доверия будут менее трудными для преодоления. И потрясение для местных экономик будет смягчено давним курсом обменного курса в большинстве юрисдикций.
В то время как экономики стран Карибского бассейна по-прежнему в основном основаны на денежных средствах, что может затруднить изменение валют, успех в других областях инициатив по демонетизации и превращение целых групп населения в деноминации показывает, что это можно сделать.